Работа с репутацией и в частности с отзывами — важная часть работы маркетолога. Это касается всех сфер, включая медицину.
Эту часть работы маркетологов называют аббревиатурой SERM, означающий управление репутацией в поисковой системе.
Где искать отзывы о клинике
Прежде всего, важна и негативная, и положительная обратная связь. Каждый отзыв влияет на репутацию клиники, и важно, чтобы вы реагировали на них. Ниже напишем, где клиенты делятся своими комментариями.
- Поисковая система. Всё просто: наберите в вашем поисковике название клиники, населённый пункт и слово «отзывы». Тогда вы увидите, что пишут о заведении.
- Карты. У Яндекса и Google есть свои карты. При поиске отзывов о своей клинике в этих системах результаты с карт вам также будут показаны.
- Соцсети, свой сайт. Если у вашей клиники есть сайт или группа в соцсетях, создайте специальный раздел или тему для обратной связи в социальных сетях. Оставляйте комментарии открытыми, и пациенты обязательно поделятся впечатлением.
- Площадки, посвящённые медицинским учреждениям. Пациенты могут поделиться отзывом на популярном медицинском агрегаторе — например, «ПроДокторов» или «СберЗдоровье». Комментарий можно оставить даже о незарегистрированной клинике.
- Специализированные форумы для отзывов. Пример — otzovik.ru, где можно поделиться мнением обо всём: от различных учреждений до сериалов. Клиники — не исключение.
Как реагировать на негативные комментарии
Не стоит паниковать, если о вас оставили плохой отзыв. План действий в этих ситуацияхследующий:
- Не удаляйте обратную связь. Отсутствие плохих отзывов тоже отпугивает — у клиента может сложиться впечатление, что вы что-то скрываете или и вовсе заказываете положительные комментарии.
- Не оставляйте комментарии без ответа. Если вы проигнорируете слова пациента, он решит, что вы не собираетесь учитывать его мнение и исправлять ситуацию в клинике. В такой ситуации клиенту проще найти другое заведение с лучшей репутацией.
- Разговаривайте вежливо. Грубое общение с пациентами в ответ на негативную обратную связь — довольно частая ошибка, показывающая руководство учреждения не с лучшей стороны. Относитесь к проблемам клиента как к своим.
- Будьте внимательны к пациентам. Спросите, в чём именно проблема, ответьте на все интересующие вопросы. Обязательно извинитесь от имени учреждения, если поймёте, что неприятная ситуация действительно произошла.
- Оставайтесь честными. Если вы признаете ошибку и ответите на все вопросы честно, пациенты поймут, что для вас важно исправить ошибку. Это положительно повлияет на репутацию. Однако если вы скажете, что слова пациентов — неправда и описанная ситуация выдумана, это насторожит вашу целевую аудиторию.
- Предложите комментатору бонус. Исправить ситуацию и поднять настроение клиенту легко — предложите промокод на бесплатный сеанс или скидку на приём врача.
Как отличить фальшивый отзыв от настоящего
Иногда негативные отзывы оставляют не реальные пациенты, а конкуренты, которые хотят испортить вам рейтинг. Чтобы распознать, является ли комментарий реальным, задайте следующие вопросы:
- Как вас зовут?
- В какой день и время вы были у нас?
- К какому врачу приходили?
- Что именно не понравилось?
- Подтвердите, что вы были у нас — предоставьте номер талона или квитанции.
Если комментатор ведёт диалог с вами, сверяйтесь со своими данными и продолжайте разговор. Если на вопросы не ответили — очевидно, что комментарий заказной и продолжать разговор нет смысла. Когда пациенты будут выбирать медучреждение и изучать отзывы, они не обратят внимание на явно заказной негатив.
Очень важная особенность заказных отзывов — яркая эмоциональная окраска и отсутствие конкретных данных. Подобные комментарии часто заказывают у копирайтеров, поэтому в них может быть много канцеляризмов и неестественных речевых оборотов.
Если вы сомневаетесь в реальности отзыва, скопируйте его текст и вбейте в поисковик. Если комментарии с таким же содержимым есть на других сайтах или даже в профилях других медучреждений, текст явно написан на заказ.
Наконец, если за короткий промежуток времени вам оставили больше 10 негативных отзывов, с большой вероятностью перед вами фейк. Такие ситуации почти невозможны.
Инструкция: как реагировать на негативную обратную связь
Вы убедились, что комментарий не фейковый, проблема действительно была и вы готовы её решить. Как же в такой ситуации ответить клиенту?
- Поблагодарите пользователя за обратную связь.
- Обязательно извинитесь. Очень редко бывает такое, чтобы пользователи писали негативные комментарии просто чтобы поругаться. Важно, чтобы было видно, что вы сожалеете о проблеме.
- Узнайте как можно больше подробностей. Кто из сотрудников нагрубил, опоздал на приём или ошибся с диагнозом? Получив ответ, спросите, что вы можете сделать для решения проблемы.
- Дайте понять, что вы решили проблему — например, поговорили с коллегами. Если пациент продолжает выражать недовольство, предложите ему ещё раз прийти на приём бесплатно или по скидке, чтобы он убедился, что для вас важно его мнение.
- Если вы обсудили проблему и решили её, аккуратно предложите пользователю удалить негативный комментарий. Часто клиенты понимают ситуацию и соглашаются сделать это. Если пациент не захочет пойти вам навстречу, ничего страшного в этом нет: потенциальные клиенты увидят, что вы стремитесь решить каждую проблему, и будут доверять вам.
Если вы собрали подтверждения того, что имеете дело с фейковой обратной связью, обратитесь к руководству сайта. Есть вероятность того, что отклик удалят.